Самый дорогой смычок На аукционе Кристис в апреле 2012 года был продан смычок работы мастера Франсуа Ксавье Турта, построенный примерно в 1820-1825 годах. Золотой смычок с черепаховой колодкой был продан с молотка за $ 182 500 . Примерная цена лота по оценке экспертов была от 150 тыс. до 250 000 долларов На сайте http://www.christies.com/ была опубликована беседа с экспертами экспертами по смычкам Полом Чайлдсом и Исааком Сальховым. Беседа с экспертами по смычкам Полом Чайлдсом и Исааком Сальховым Всемирно известные эксперты по смычкам Пол Чайлдс и Исаак Сальхов объехали половину земного шара в поисках выдающихся экземпляров. Глава департамента музыкальных инструментов Кэрри Кин решила побеседовать с ними об украшенном черепаховым панцирем и золотом редком смычке для скрипки работы Франсуа Ксавье Турта, который будет выставлен на нью-йоркские торги Christie’s 26 апреля. Кэрри Кин: Расскажите, пожалуйста, о том, как вы стали экспертами в области смычковых инструментов. Исаак Сальхов: Когда мне было 18 лет, мой дедушка (изготовитель смычков Уильям Сальхов) пригласил меня пожить у него в Нью-Йорке, поработать в его магазине и набраться опыта. Я сразу полюбил это занятие настолько, что желания заниматься чем-то другим так никогда и не возникло. У меня был кое-какой опыт работы с деревом, а о классической музыке я тогда вообще ничего не знал, однако вскоре без памяти в нее влюбился. Пол Чайлдс: Своей первой любовью к смычкам я обязан своей учительнице музыки, хотя по-настоящему я ими заинтересовался лишь переехав в Нью-Йорк. Я посещал Манхэттенскую музыкальную школу, где быстро понял, что самые успешные ученики проявляют нешуточный интерес к хорошим смычкам. Мне все говорили, что хороший смычок можно купить только в магазине фирмы Wurlitzer, но я, честно говоря, обошел все и именно с этого момента влюбился в смычки. KK: Многие люди, не имеющие непосредственного отношения к музыке, зачастую удивляются, что смычок может иметь такое большое значение. Можете ли вы объяснить, в чем именно оно заключается? ПЧ: Беря в руки скрипку, вы можете попробовать пять разных смычков, и у каждого из них будет свое звучание. Разные смычки извлекают из инструмента разные оттенки. Важно понимать, как устроен смычок – он одновременно обладает податливой и мобильной натурой, как, например, смычок Турта или более тяжелый экземпляр работы Доминика Пеккатте. Я знаю отдельных музыкантов, которые считают, что смычок даже важнее самого инструмента. KK: Многие музыканты и коллекционеры отдают предпочтение старым смычкам вместо современных изделий. Почему так происходит? ПЧ: Это довольно сложный вопрос. Существует антикварная стоимость смычка, которая зависит от его редкости и истории. Ну и, безусловно, смычки работы Турта или Пеккатте обладают неповторимой красотой. Хотя сегодня тоже попадаются превосходные экземпляры. Иногда они бывают настолько же совершенными, как и антикварные. Я думаю, со временем они обретут своих поклонников. ИС: Я считаю, что первостепенную важность в данном вопросе играет редкость. Мои руки до сих пор хранят следы эпоксидного клея, которым я недавно склеивал сломанный смычок работы Турта. Количество таких заказов со временем только растет. KK: О чем должны в первую очередь знать люди, которые только начинают коллекционировать смычки? ИС: Очень важно понимать, из какого материала изготовлен смычок. Когда я смотрю на смычок, я в первую очередь обращаю внимание на его состояние. Хотя он и не должен быть совершенным, ведь в процессе игры он в любом случае будет получать повреждения того или иного рода. Очень важен вес смычка – он должен быть сбалансирован для того, чтобы им было легко играть. Ну и, в конце концов, он должен отражать атмосферу той эпохи, в ходе которой был создан. KK: Итак, как и в случае с произведениями искусства, все сводится к атрибуции, сохранности и качеству. ПЧ: Качество играет первостепенную роль. Ведь даже у смычков одного и того же мастера бывает разное качество. Не все смычки Пеккатте стоят сегодня $100,000. Некоторые стоят дороже, а некоторые дешевле. KK: Как проходит процесс атрибуции смычка? ПЧ: Эта работа заключается в соотнесении того, что вы видите с тем, что вы знаете. В зависимости от различных элементов возникает целый ряд вопросов. Потом вы начинаете думать о руке того или иного мастера. Но этот процесс может происходить и в обратном порядке – сначала вы задумываетесь о мастере, а потом ищите соответствия, подтверждающие вашу гипотезу. KK: Вы оба упомянули Франсуа Ксавье Турта. Почему его смычки считаются настолько хорошими? ИС: Многие французские мастера прошлого создавали смычки не менее высокого качества. Особого упоминания заслуживают немцы, но в 1850 году даже они копировали смычки Турта. Можно сказать, что он изобрел смычок, каким мы его знаем. И среди французских мастеров XIX века ему не было равных. KK: Можно сказать, что он поднял планку мастерства? ИС: Он задал эту планку. KK: Давайте поговорим о скрипичном смычке Турта, который выставляется на предстоящие торги Christie’s. Что позволило вам приписать его создание руке Турта? ИС: Во-первых, смычки Турта довольно легко узнаваемы. По рукоятке мастера можно определить за долю секунды. Но это первое впечатление должно в любом случае быть подкреплено последующим исследованием. Как уже сказал Пол, вы должны ответить на целый ряд вопросов для того, чтобы подтвердить или опровергнуть первоначальную гипотезу. Что касается данного смычка, то в данном случае качество древесины абсолютно непревзойденное, равно как и качество работы. Кэрри, что вы думаете об этом смычке? KK: С первого взгляда можно сказать, что это уникальный экземпляр. Первое, что бросается в глаза, это состояние древесины, которая кажется “живой”, ее поверхность как бы отражает свет. Это результат обработки? ИС: Нет, это естественное свечение. Если вы делаете смычок из превосходной древесины, то это сразу видно, но ни один новый смычок не обладает подобными характеристиками. Для того, чтобы их выявить зачастую требуется время. Как специалист, я считаю, что это превосходный образец работы Турта. Он прекрасен.

Теги других блогов: музыка аукцион смычок