Актуально-барочный, креативно-скрипучий, некоммерчески-джазовый
29 ноября 1959 года в немецком городе Аахен родился Альбрехт Маурер (Albrecht Maurer) – интереснейший скрипач, композитор и музыкальный экспериментатор нашего времени. Он самостоятельно научился играть на фортепиано, а затем продолжил обучение по классам фортепиано и скрипки в Кельнской школе музыки. Помимо классических основ и академического наследия, Маурер также стал изучать неевропейские тональные системы и компьютерную музыку, обнаружив явную страсть ко всему нетипичному.
Свое столь разностороннее образование он претворил затем в активнейшую творческую работу, начав сочинять экспериментальную музыку вместе с композиторами так называемой «кагельской школы» – такими как Мария де Альвеар, Карола Бакхолт и Манос Цангарис. В 90-х Маурер создавал музыку для джазовых, а также для классических камерных ансамблей – причем и с теми, и с другими он работал еще и как исполнитель, играя на скрипке, фортепиано и синтезаторе, а нередко и выступая в качестве вокалиста.
В мире джаза Маурера причисляют к течению Modern Creative джаз, которое можно считать одной из современных некоммерческих форм «креативной музыки», продолжающей развивать принципы фри-джаза. Он работал с такими же открытыми для экспериментов джазовыми музыкантами, как Theo Jörgensmann, Kent Carter, Wolter Wierbos, Benoit Delbecq, Peter Jacquemyn, Achim Krämer, Bobo Stenson, Lucian Ban, Klaus Kugel, Claudio Puntin, Norbert Stein, Charlie Mariano, Karl Berger, Steve Argüelles, Lauren Newton, Kate Westbrook и Barre Phillips.
В 2004 году Альбрехт Маурер особенно заинтересовался средневековой музыкой и инструментами. Его дар импровизировать в разных стилях, его звук и виртуозность, его мгновенная реакция на любые импульсы со стороны партнеров и, главное, его своеобразная жажда приключений в мире музыки открыли ему путь в парижский барочный коллектив "Ensemble Dialogos", с которым он выступал на самых прославленных мировых концертных площадках. Помимо «Диалогов», Маурер сотрудничал с ансамблем "Aura Christina" вместе с Норбертом Роденкиршеном (Norbert Rodenkirchen) и Марией Джонас, а также играл в "Salon Medieval" вместе с Роденкиршеном, Бенджамином Багби (Benjamin Bagby), Эриком Менцелем (Eric Mentzel) и Вольфгангом Кляйном Рихтером (Wolgang Klein Richter). Вместе Роденкиршеном Маурер создал довольно известный проект "Hidden Fresco", концепция которого – это исполнение «новой музыки» на средневековых инструментах. Первая их запись вышла в 2005 году.
В последние несколько лет Маурер большей частью посвящает себя композиции и интерпретации различных музыкальных форм и жанров с «частичной импровизацией». Кроме того, его живо интересует расширение возможностей его основного инструмента – скрипки, и своим творчеством Маурер активно пытается возродить или даже переродить ее роль в современном музыкальном пространстве. Его работы отличают специфические звуки, которых в принципе не ждешь от скрипки – или, наоборот, совсем уж «скрипы» в чистом виде, а также характерные «лупы», широкий тембральный спектр, имитация перкуссии и грува – и все это в сочетании с джазовой энергией импровизации и классической виртуозной техникой.
Один из самых последних проектов Маурера – сотрудничество и записи с немецким коллективом средневековых виртуозов-флейтистов "Flautando Köln". Их первая работа – сюита "Loose" (2010 год) состоит из 7 частей: "Freude", "Kent", "Grimselwelt", "Tangoo", "Loose", "Grimselwelt 2" и "Rondo". На создание каждой из них Маурера вдохновили путешествия, общение с близкими по духу музыкантами и другие самые разные эмоциональные моменты его реальной жизни того времени. При этом игра на готических инструментах и обращение к истокам музыкальных течений дали композитору возможность создать в этом произведении массу совершенно непредсказуемых музыкальных переворотов в излюбленной им манере.
Всего на сегодняшний день дискография Маурера насчитывает около 25 дисков, он также принял участие в более чем 50 радиозаписях и постоянно сотрудничает с кельнской студией WDR radio, которая активно поддерживает все его творческие начинания и как исполнителя, и как композитора. Альбрехт Маурер продолжает выступать по всей Европе и как солист, и как участник множества коллективов и является желанным гостем на самых прогрессивных международных музыкальных фестивалях.
Музыка Маурера, конечно, кому-то может показаться странной, но, развиваясь по каким-то совсем своим, полубарочным, полумодернистским, внутренним законам, она незаметно затягивает слушателя своей изысканной структурой, рассказывая сложную и удивительную историю очень разных звуков, инструментов, гармоний и образов.
В нашей аудиоподборке – несколько композиций с альбомов "Syntopia Quartet Mars" (2005), "Albrecht Maurer & Norbert Rodenkirchen – Hidden Fresco" (2006) и "Trio Hot Jink" (2009). В последнем, как отмечают критики, Маурер вместе с другими виртуозами – кларнетистом Theo Jörgensmann и басистом Peter Jacquemyn – оригинально обыграли мотивы, обычно ассоциируемые со свингом или джипси-джазом в духе Джанго Рейнхарда, и с помощью политональных контрастов и других экспериментальных приемов вдохнули новую энергию в жизнь импровизации как таковой. Кроме того, мы предлагаем послушать несколько пьес c альбома Маурера текущего 2014 года, "Еloplop's Call" – новой интересной записи с флейтистом Норбертом Роденкиршеном. В видеоприложении – постановка "Judith" c "Ensemble Dialogos".
Ольга Дюдина
#AlbrechtMaurer #JazzCalendar #OlgaDyudina #JazzViolin #FreeJazz #29NovemberJazz